• - Ортодоксальные еврейские мужчины молятся, читают Псалмы, ожидая в Кирьят-Арбе у комнаты ритуального омовения мертвых тела двух солдат, которые были убиты в перестрелки на юге Хевронских холмов 28 декабря 2007 года. Фото Михала Фаттала / Flash90.
БИБЛЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ

Увлекательный Псалом 2 – часть II.

Йоханесс Герлофф
Мир в смятении. Сотни тысяч людей погибают каждый год. Миллионы превращаются в беженцев. Тысячелетние культуры исчезают. Политические и общественные порядки, которые казались неопровержимыми, потрясены.
Современное еврейское государство – это мирный остров посреди кровавых джунглей. Даже враждебные соседи открыто восхищаются Израилем, как примером стабильности и экономического успеха. В глобальном сравнении страна представляет собой модель терпимости и сосуществования различных этнических групп, культур, религий и политических убеждений.
Так почему же почти всем уважаемым политикам от Америки до Китая, от Финляндии до Южной Африки нет ничего лучше, чем решить «ближневосточный конфликт»? Я, конечно, не хочу отвлечь внимание от тех проблем, которые действительно существуют в Израиле и в связи с ним. Еврейское государство действительно сталкивается с проблемами. Не все хорошо на земле Израиля. Но болезни Израиля можно сравнить с выпадением волос, плохой кожей или, в худшем случае, с простудой, по сравнению с морами и эпидемиями, от которых гибнут миллионы людей в нашей непосредственной среде и по всему миру.
Зачем – спрашивает автор Псалма 2 – мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» (ст.1)
В нескольких словах он рисует картину хаотической, неконтролируемой ревущей, неуправляемой массы людей. Мировое сообщество наций, посредством которого народы этой планеты стремились достичь мира, безопасности и порядка, находится в смятении.
«Восстают цари земли, и князья совещаются вместе» (стих 2а). Правящие политики должны фактически контролировать ситуацию и иметь бразды правления. Но они плывут по течению мнения большинства и соглашаются на тайные обсуждения. Вместо того чтобы противостоять духу времени и требовательному разуму, они пишут резолюции, которые в конечном итоге приводят к войне, потому что они склоняются перед движущей силой бушующей толпы. Все это еврейские толкователи Писания видят в этом кратком еврейском тексте.
Мартин Лютер в своих комментариях называет проблемные нации «неразумными зверями» и отмечает, что используемое здесь слово, которое он переводит как «язычники», «часто используется при описании противостоянии Израилю или евреям».
Псалмопевец делает два наблюдения в первых двух стихах, которые невозможно обнаружить обычным человеческим восприятием. Их следует понимать с пророческой точки зрения, которая скрыта от обычного человеческого глаза.
Во-первых, чаяния языческих наций и их лидеров буквально «пусты», то есть «бессмысленны», «неразумны», «бесполезны».
Когда речь идет о действиях людей при власти, которые что-то собой представляют или даже требуют чего-то, то маленькое еврейское слово «rek», стоящее на этом месте, означает «уголовно наказуемое безрассудство».
Во-вторых, восстание язычников направлено «против Господа и против Помазанника Его» (ст. 2b).
Изучение библейских слов показывает, что «Сын», «Слуга» и «Помазанник» Бога – это прежде всего народ Израиля. Итак, Бог объясняет египетскому фараону: «Израиль – первенец мой!» И требует: «Отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение!» Затем он угрожает: «а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего!» (Исх. 4:22). Точно так же пророк Исаия изображает народ Израиля как слугу Господа. А царь Давид знает, что Бог «никому не позволил обижать их, и обличал за них царей: ’Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла’» ( 1 Пар. 16:21).
Из всех экзегетов, Мартин Лютер находит здесь связь с Захарией 2:8: «Касающийся вас касается зеницы ока Его». Однако, в конечном счете, впадая в богословие замещения, он упускает из виду первоначальный смысл второй главы Захарии относительно еврейского народа, что также возможно увидеть здесь, в Псалме 2:2. Лютер, без дальнейшего рассмотрения, применяет сказанное исключительно к Христу и христианской церкви.
Однако это не является противоречием, когда Новый Завет применяет слова пророка: «И из Египта Я вызвал сына Моего» (Осия 11:1) к Иисусу (Мт. 2:15). Когда Новый Завет видит в Иисусе слугу Божьего из пророческой книги Исаии, который несет слабость и болезнь своего народа, это не противоречит идее особого статуса Израиля как избранного народа Божьего. Естественно, в Новом Завете в Иисусе признается Мессия, Сын Божий и Царь Израильский. С библейской точки зрения, только единство народа Израиля с его Царем дает полную картину «Сына Божьего», «Раба Господнего» или «Помазанника Божьего». Народ Израиля не может быть полноценным без своего Царя. Имя Иисус Христос обязательно превратится в пустую богословскую фразу, если Его отделить от еврейского народа и происхождения.
Множество языческих народов могут разрывать друг друга на части и причинять себе бесконечные страдания. Поэтому, псалмопевец пророчески признает, что они «совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его».
«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». В стихе 3 обобщен призыв к освобождению от языческого мира. Еврейский текст рисует картину мощного разрыва веревок, привязывающих ярмо к тягловому животному (Раши). Ортодоксальный немецкий раввин Самсон Рафаэль Хирш и немецкий реформатор Мартин Лютер согласны с тем, что эти «узы и оковы» – это именно те божественные порядки, без которых народ погибнет. Слово Божье нацелено служить народам этого мира ради спасения. Но вместо того, чтобы искать исцеления на единственном пути, ведущем к этой цели, сетует рабби Хирш, те, кто наиболее нуждаются в спасении, они же и борются против спасительного принципа. Они «ищут болезнь именно там, где находится лекарство, и ищут исцеления в том, что только умножает их немощь».

ОБ АВТОРЕ