НОВОСТИ

Шавуот 5780: размышления раввина Бенжамина Якобса

Бенжамин Якобс
Главный раввин Нидерландов Бенжамин Якобс делится своими мыслями о нынешней ситуации в мире.
Иудаизм состоит из большого количества традиций и законов. Но есть один закон, который никак не подпадает под 613 заповедей и правил. Это неписаный закон, который запрещает депрессию. Я имею в виду, что есть люди, которые все видят в темных красках. Они на все смотрят негативно и не ищут позитива. Они всегда сконцентрированы на отрицательной стороне. Так почему нет настоящего закона против этого? Ответ на этот вопрос таков: депрессия не является правонарушением, но она стоит выше (или ниже), чем обычный закон. Потому что именно она приводит к самым большим проблемам.
В таком состоянии люди концентрируются на всем, что может пойти не так. Это все равно, что смотреть только на возможные отрицательные побочные эффекты лекарств и забывать, что цель лекарства – вылечить. Подобный образ жизни – это не просто нарушение, но и причина многих страданий психического здоровья. И, поскольку тело и разум связаны, это не может не оказать воздействия на тело человека. Отрицательное и подавленное отношение является источником как психических, так и физических страданий.
Однажды я написал статью о канатоходце. Канатоходец не должен смотреть только вверх и слепо доверять Вечному, полагая, что все обойдется. Но в равной степени только смотреть вниз, также неправильно. Существует золотая середина. Баланс между устремлением ввысь и гнетущим взглядом вниз. В противном случае канатоходец никогда не доберется на другую сторону. В каком-то смысле все мы канатоходцы. Все время нам нужно находить баланс между Вечным, и реальностью существования пропасти.
Еще кое-что. Представьте человека, который растет в джунглях. Он ничего не знает о цивилизованном мире. Он никогда ничего не видел, кроме деревьев и джунглей. Его джунглей. Этот человек заблудился и прибыл в город. Ходит, смотрит на все с удивлением. Он входит в дверь большого здания и попадает в коридор, поднимается по ступенькам и выходит на балкон. Под ним он видит большую комнату. В этой комнате мужчины и женщины ходят в масках. На стене он видит инструменты, пилы, дрели и другие инструменты. Посреди зала стоит высокий длинный стол. На этом столе лежит белая простынь. Из-под этой простыни торчит человеческая нога. Дается знак, и мужчины и женщины начинают ее резать. Брызжет кровь, и наш туземец из джунглей теряет сознание. Он никогда не видел ничего настолько садистского. Конечно, он оказался в операционной комнате больницы. Человек на операционном столе, был болен, и его лечили врач и медсестры. Этот мужчина видит только болезненную операцию. Он не знает контекста о том, что пациент был болен и его должны вылечить с помощью этой операции.
Жизнь как операция. Всегда что-то чему-то предшествует. Но если мы наблюдаем только операцию, то это единственное, что мы знаем. То, что было до и после, спрятано от наших глаз. Более чем когда-либо, сегодня мы все чувствуем, что перенесем операцию. Это наказание? Вознаграждение? Что-то важное? Что-то бессмысленное? Всегда полезно смотреть на себя. Но с головой погрузиться в чувство вины и впасть в депрессивное состояние – это то, чего не следует делать.
Мы смотрим и понимаем жизнь так, как и тот человек из джунглей. Служите Богу с радостью. Можем ли мы это делать? Лучше спросить: могу ли я это сделать?
Следующая притча говорит о двух сильных крутых парнях (таких, как я). Оба они стоят у подножия горы. У обоих на плечах лежат пустые мешки из толстой ткани. Соревнование уже может начаться. Стреляет стартовый пистолет, и оба парня, поднимаясь, должны заполнять свои мешки камнями. Через 3 часа у них в мешках одинаковое количество камней. Оба поднялись на одинаковую высоту. Но один бледный и выбился из сил, а другой поет от радости и бодро двигается. Как это возможно? Один тяжело обременен, а другой не чувствует этого? Оба имеют одинаковое здоровье и силу. У обоих одинаковое количество камней в мешках. Но парень, который не может подняться ни на шаг дальше, думает, что он несет килограммы дурацких камней. Чем больше камней он собирает, тем тяжелее ему и тяжелее. Его приятель знает, что это не просто камни. Это драгоценные камни и бриллианты. Чем больше алмазов попадает в его мешок, тем легче он становится.
Каким образом мне следует смотреть на жизненные обстоятельства? Когда я, как раввин, разговариваю со многими людьми, я многому учусь. Многие люди находятся в гораздо более тяжелых обстоятельствах, чем я. Но они воспринимают каждый камень как алмаз. Я учусь у них силе и самообладанию.
Они заставляют меня смотреть на себя и трезво оценивать действительность. Это иудаизм. Учиться у кого-то еще. Иудаизм – это воспринимать тяжелую ношу не такой, какой она есть на самом деле. Также иудаизм – это когда ты неожиданно замечаешь недостаток в ком-то другом, и понимаешь, что он тоже может присутствовать и в тебе. Если бы вы не знали, что что-то является недостатком, вы бы не смогли разглядеть его в себе.
И в то же время бдительность. Бдительность перед распространением антисемитизма, который вовсе не исчез и не побежден. Наш министр юстиции и безопасности также является министром по делам религий. И когда я поговорил с ним о возобновлении наших собраний и поклонения, он предупредил меня об опасности. Особенно во время пандемии. Внимательное исполнение правил должно защищать нас от этого ужасного вируса. Когда мы идем в Молитвенный дом, в церковь или мечеть, мы не должны просто верить, что о нас позаботятся свыше. Потому что, если канатоходец будет смотреть лишь вверх, он не выживет.
В четверг мы праздновали праздник Шавуот. Еврейский народ, как один, стоял у подножия Синая, чтобы получить 10 заповедей, 613 мицвот и Тору вместе. Они созерцали Бога. У них было что-то общее, что объединяло их. Было единодушие. Для разногласия, сор и напряженности не было места.
В это время коронавируса не только у еврейского народа есть что-то общее, но и у всего человечества: общий враг. От этого мы должны освободиться. Это личный враг каждого, без исключения. Давайте помолимся, чтобы этот враг был побежден и истреблен в наши дни, и чтобы единодушие, которое появилось благодаря вирусу, сохранилось. Пусть в нашем вечном шаломе – мире – будет настоящий мир для всех людей, для всего человечества.

ЗАКЛАДКИ

ШавуотТора

ОБ АВТОРЕ